Набережные, инженерные сооружения по берегам дельты Невы, ее притоков и каналов, со временем приобретшие значение своеобразных архитектурных ансамблей. Возникли в нач. XVIII в. одновременно с первоначальной застройкой города. Первые набережные, укрепленные главным образом деревянными сваями, появились на Городском острове, а затем на левом берегу Невы, между Главным Адмиралтейством и Летним садом. Первые каменные набережные были сооружены в 1718-23 у Зимней канавки и натерритории Летнего сада. После наводнений 1720 и 1724 набережные были основательно разрушены. С 1730-х гг. под руководством архитектора П.М.Еропкина проводились работы по укреплению невских берегов. С начала 1760-х гг. строились гранитные набережные "от Галерного двора до Литейного дома" (архитектор и мастера И.Л.Росси, Т.И.Насонов, Ю.М.Фельтен и др.). В 1764-90 созданы набережные Екатерининского канала, затем - Крюкова канала, р.Фонтанки и в 1798-1811 - р.Мойки и др. (арх. и мастера В.Назимов, И.Н.Борисов, И.М.Голенищев-Кутузов, Ф.В.Баур, К.Ф.Модерах, П.К.Сухтелен, И.К. и Ф.И.Герарды и др.). Всего было сооружено более 30 км набережных. Конструкция набережных включала систему свай, различные способы заполнения булыжником пространства между ними; набережные декорировались гранитом, сооружались парапеты, чугунные решетки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 на Неве построено 9.8 км гранитных набережных. В XIX в. сооружено множество грузовых деревянных набережных, в том числе двухъярусных [например, набережная Обводного канала (1816-33, инж. П.П.Базен) и др.]. В советское время возведение набережных началось в 1925 после наводнения 1924. Появились новые типы набережных: тераса на Стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощенные булыжником, диким камнем, диабазовой брусчаткой (набережные Робеспьера, Мытнинская, Калашниковская и др.); монолитные и сборные железобетоные; с навесной гранитной облицовкой; с вертикальными стенками, олицованными диабазовыми блоками в "шубу" (набережная Обводного канала от Невы до Лиговского проспекта); с низкой банкетной стенкой (небережные Лебяжьего канала, р.Карповки и др.; арх.Л.А.Ильин, Е.И.Катонин, К.М.Дмитриев,В.А.Витман и др., инж.Б.Д.Васильев, Е.В.Тумилович, Г.К.Усов и др.). В 1990 в Санкт-Петербурге и пригородах было около 160 км (в СПБ -около 150 км) укрепленных набережных. Эксплуатацией, проектированием и строительством набережных занимаются мостовые организации. |
|
Quays, engineering structures on coast of delta of Neva, its inflows and channels, in due course have meaning of original architectural ensembles. Have arisen in beg. of XVIII c. simultaneously with initial building of city. The first quays, reinforced mainly by wooden piles, have appeared on a Gorodskoy island, and then on the left coast of Neva, between Main Admiralty and Letny garden. The first stone quays were constructed in 1718-23 at a Zimny channel and near of a Letny garden. After floods 1720 and 1724 quays thoroughly were destroyed. With 1730-th under the direction of an architect P.M. Eropkin the works on strenghtening Neva coast were carried out. From a beginning 1760-th the granite quays " from a Galerny court yard up to a Foundry house " (architect and foreman I.L.Rossi, T.I.Nasonov, U.M. Felten) were under construction. In 1764-90 the quays of the Ekaterininskogo channel, then - of the Kryukova channel, river Fontanka and in 1798-1811 - r. Moika are created. Only there were built more than 30 kms of quays. The design of quays included system of piles, various ways of filling by a cobble-stone of space between them; the quays decorated by a granite, were constructed parapets, pig-iron lattices. In XIX c. coast of a Vasiljevsky island were revetted by a stone . Only up to 1917 on Neva 9.8 kms of granite quays are constructed. In XIX c. were constructed set of cargo wooden quays, including two-tiered ones [for example, quay of the Obvodny channel (1816-33, engineer P.P. Basen)]. In soviet time the erection of quays was begun in 1925 after flood 1924. There were new types of quays: terrace on an arrow of an Elagin island on the natural basis; One and two-tiered quays of a batter type, paved by a cobble-stone, wild stone, diabase cubes ; monolithic and modular ferro-concrete; with hinged granite facing; with vertical walls, coated by diabase blocks in "fur coat" ; with a low banquet wall . In 1990 in St.-Petersburg and suburbs was about 160 kms (in SPb - about 150 kms) of strengthened quays. In operation, designing and construction of quays are engaged of pavement organizations. |
|